г. Москва, ул. Красноармейская, д. 4 +7 495 226 16 67 info@archivexpert.ru

Интервью руководителя Главархива Маныкина В.А.

Наименование издания: «Вечерняя Москва»
Номер издания: 100 (24391)
Новое хранилище Главного архивного управления Москвы на Профсоюзной похоже на маяк.
– Мы называем его «восклицательный знак» в отечественной истории, – рассказал «ВМ» руководитель Главного архивного управления Владимир Маныкин. – Потому что его строительство ознаменовало новую эпоху в истории самого Главархива. Новый лабораторно-информационный корпус и великолепное здание хранилища мы получили по решению московского правительства. Мэр Юрий Лужков и сам приезжал к нам в прошлом году. Я думал, будет разговор на 5–10 минут, а мы беседовали больше часа – я увидел живейший интерес к архивному делу, к сохранению истории Москвы.

– Владимир Александрович, как вы популяризируете архивные материалы?
– Первым опытом популяризации архивов стало участие в программе школьного образования. Это было в середине 1990-х, когда все исторические факты перекраивались: белое требовалось очернить, черное – представить в ином цвете. И мы подумали: а если показать ребятам подлинные документы, касающиеся тех или иных исторических событий? Пусть видят, как было на самом деле. Вот, например, возьмем Нестора Махно: советская история преподносила его как варвара. А он писал письма матери, обращаясь к ней «на вы». Мы даже хотим предложить такой проект: транслировать прямо в класс – на экран монитора или телевизора – работу архивного работника с документом. Например, рассказывает учитель о Куликовской битве, а архивист показывает старинные рукописи, повествующие об этом.
– Лет 15 назад модным стало составление генеалогического древа. Фирмы, оказывавшие эту услугу, подчеркивали, что работают на основе документов Главархива.
– Хорошо, что у нас просыпается интерес к истории своего рода. Но составление генеалогического древа – гигантский труд! Все документы хранятся в толстенных книгах (по 600–800 страниц) дореволюционных метрик. Из-за одной фамилии приходится перелистывать всю книгу. А перед тем как ее получит исследователь, ее должны пролистать мы. Сейчас мы хотим перенести эти документы на электронные носители. Их и будем предоставлять исследователям.
– Нет планов запустить это в Интернет?
– С этим могут быть проблемы. То, о чем мы говорим, – персональные данные. Кстати, даже все «легенды» отечественных разведчиков составляются на базе подлинных метрик. Говорят, в разведке есть даже специализированные подразделения, которые работают с архивами.
– Передали в ваше ведение архивы КГБ?
– Был президентский указ об этом в 1991 году. Было и постановление тогдашнего мэра Москвы о передаче нам архивов КГБ по Москве и области. Но на практике передача не состоялась. Дело не в том, что их нам не дали. Просто мы проверили, как эти бумаги хранятся, – и оставили все на своем месте. Уж очень специфические это документы… Тем более что каждый – в соответствии с юридическими правами – имеет возможность получить из архива любой документ, касающийся его репрессированных родственников.
Еще об одном нюансе своей работы Владимир Александрович не рассказал, но тем не менее это уже исторический факт: в октябре 2002 года именно Главное архивное управление предоставило «альфовцам» поэтажный план здания ДК на Дубровке. На основе этих планов был подготовлен и проведен штурм в ночь на 26 октября. Несмотря на всю значимость этой работы, она – лишь эпизод. А основная работа архивистов более мирная: собирательство и сохранение исторических документов. Многие из которых – порядка 10 миллионов листов, нуждающихся в восстановлении. Вот как это происходит.
Сначала документ увлажняют паром в специальном боксе, затем выпрямляют под прессом. Потом в работу включаются реставраторы – таких высококлассных специалистов нигде больше нет. И в результате – документ «почти как новенький».
– Если в ближайшее время не отреставрировать ценнейшие материалы, – пояснил Владимир Маныкин, – они просто погибнут!
– У вас в архиве работает «одно окно». И какие услуги вы оказываете населению?
– Наше «одно окно» открыто для вопросов трудовых и имущественных отношений граждан. Вот, например, представьте себе, что человек оформляет пенсию, а ему говорят: «Тут у вас печать неправильно стоит, и непонятно, где вы работали». А найти ответ можно в нашем архиве: здесь хранятся все приказы о зачислении на работу, о переводах, перемещениях, увольнениях. Но работы у «одного окна» прибавляется. Мы уже даем справки по имущественным отношениям – если, например, возникнет спорная ситуация с квартирой. В год обслуживаем более 60 тысяч человек. Это трудно. Но мэр Москвы пообещал нам построить для этого отдельную приемную. Кстати, недавно работа нашего «одного окна» была одобрена Мосгоркомиссией.
– Так вы еще и юридическую грамотность населения повышаете?
– Можно и так сказать. И пользуясь случаем, хочу посоветовать москвичам: не выбрасывайте документы, храните их! Может наступить момент, когда даже обычный кассовый чек может понадобиться.
– Все бумажки, бумажки… А может, проще все микрофильмировать, а бумажки– выбросить?
– Ну, зачем же их выбрасывать?! Представьте себе, что компьютерную программу поразил вирус. Как восстановить данные? Только по подлиннику.
Кроме того, у нас пока нет законодательной базы, легализующей электронную подпись. А помните, как в каком-то американском боевике некто, внедряясь в компьютерную базу данных, уничтожает сведения о человеке – и тот «перестает существовать»? Потому что его нет в компьютере.
– То есть все, как в поговорке, «без бумажки ты – букашка»?
– В каком-то смысле, да (смеется). Только в заголовок это не выносите.
P.S. Сегодня Владимиру Маныкину исполняется 50 лет. «Вечерка» сердечно поздравляет юбиляра и желает ему дальнейших успехов в его трудном и очень интересном деле.
СПРАВКА «ВМ»
Первый отечественный исторический архив появился в XVI веке, в Москве. В 1970-е годы было создано Архивное управление, а на базе единого архива Москвы открыты три – Центральный государственный исторический, Центральный государственный Октябрьской революции и социалистического строительства и Центральный государственный кинофотофонодокументов. В 1988 году архивы объединили, а три года назад архивное объединение «Мосархив» было переименовано в Главное архивное управление города Москвы.

    Узнать стоимость

    Ваше имя*
    Телефон
    EMAIL*
    Город
    Сообщение
    Обратный звонок

      Ваше имя*

      Ваш телефон*

      ×